Официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения>>>
Методика проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее – Методика) утверждена распоряжением главы города ЗАТО г. Радужный от 28 августа 2009 года № 465, которая определяет порядок проверки проектов муниципальных нормативных правовых актов и муниципальных нормативных правовых актов (далее – документов) на наличие коррупционных факторов.
Основной задачей применения настоящей методики является обеспечение проведения экспертизы документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных факторов (далее – экспертиза на коррупциогенность).
Коррупционными факторами признаются положения проектов документов, подготовленных администрацией и ее структурными подразделениями по вопросам решения вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления и представляемых на правовую экспертизу в юридический отдел администрации, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики, либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупциогенными нормами признаются положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы.
Мониторинг представленных на правовую экспертизу документов на наличие коррупционных факторов осуществляет юридический отдел администрации.
Решение о проведении антикоррупционной экспертизы действующего муниципального документа или его проекта принимается главой города по результатам мониторинга юридическим отделом администрации соответствующего документа.
Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, которые выражаются в:
- широте дискреционных полномочий – отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления и их должностных лиц;
- определении компетенции по формуле «вправе» – диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления и их должностными лицами действий в отношении граждан и организаций;
- наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, – установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
- злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления и их должностными лицами – отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
- выборочном изменении объема прав – возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления и их должностных лиц;
- чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества – наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
- принятии нормативного правового акта сверх компетенции – нарушении компетенции органов местного самоуправления и их должностных лиц при принятии нормативных правовых актов;
- заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
- юридико-лингвистической неопределенности – употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
б) факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в: существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
- отсутствии административных процедур – отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления и их должностными лицами определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
- отказе от конкурсных (аукционных) процедур – закреплении административного порядка предоставления права (блага);
- отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления и их должностных лиц – отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
- отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц – отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
- отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления и их должностными лицами – отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления и их должностных лиц и муниципальных служащих;
- нарушении режима прозрачности информации – отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
в) факторы системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, нормативные коллизии.
Нормативные коллизии – противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления и их должностных лиц возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Методика проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов
Дата изменения: 24 августа 2023